Приют для героев (home_for_heroes) wrote,
Приют для героев
home_for_heroes

Categories:

Первые...

Из научно-популярного сборника "Человек и стихия" (1976 год):

Первая попытка создать искусственный Волго-Балтийский водный путь была предпринята в 1133 г. сыном посадника города Ладоги Иванком Павловичем, который пытался связать Волгу с Новгородом, прорыв канал между верховьем Волги (выше озера Стерж) и верховьем Полы, впадающей в озеро Ильмень. Свидетелем этого предприятия остался поставленный при впадении Волги в озеро Стерж каменный крест с надписью: "6641 (т. е. 1133 — Ред.) года месяца июля 11 день почах рыти реку сию яз Иванко Павловиц и крест съ поставих".

Первый в России каменный мост был построен в Москве через реку Неглинную у стен Кремля в начале XVI в. Он назывался Троицким мостом. Во второй половине XVII в. был сооружен первый каменный мост через реку Москву (Большой Каменный или Всехсвятский мост в Москве).

В Петербурге первый мост (деревянный, подъемный) соединил в 1703 г. Заячий остров (на котором была заложена Петропавловская крепость) с соседним Березовым островом, нынешней Петроградской стороной. Первый мост (наплавной) через Неву в Петербурге был наведен в 1727 г. от церкви Исаакия на Васильевский остров, который Петр I безуспешно старался сделать центром новой столицы. Строительство первого постоянного (чугунного) моста через Неву было закончено в 1850 г. Этот мост, построенный по проекту инженера С. В. Кербедза, соединил левый берег Невы у Благовещенской площади (ныне площадь Труда) с Васильевским островом. В то время он был самым длинным чугунным мостом в мире. В день открытия мост был назван Благовещенским, в 1855 г. переименован в Николаевский, теперь носит имя лейтенанта Шмидта. Чугунный мост был заменен стальным в 1937—1939 гг., причем чугунные арки старого моста были использованы для строительства моста через Волгу в Калинине. По Николаевскому мосту прошла в 1907 г. первая в Петербурге трамвайная линия, соединившая Адмиралтейскую площадь с Васильевским островом. Первый вагон по этой линии вел проектировщик и строитель петербургского трамвая, будущий академик и прославленный строитель Волховской и Нижне-Свирской ГЭС, инженер Г. О. Графтио.
Действующий и поныне железнодорожный мост через Волгу у Сызрани, построенный почти сто лет назад (открыт в 1879 г.) по проекту выдающегося русского мостостроителя, профессора петербургского Института инженеров путей сообщения Н. А. Беле- любского, был первым и долгое время единственным мостом на Волге от Рыбинска до Каспия.

Первый проект соединения реки Москвы с Волгой был разработан при Петре I (в 1722—1723 гг.). В 1825—1844 гг. строился предшественник канала Москва-Волга Московско-Волжский водный путь с восьмиверстным каналом между верховьями рек Истры (приток Москвы-реки) и Сестры (приток Дубны). Хотя сооружение этого пути официально закончено не было, он был открыт для судоходства, которое продолжалось до 1860 г.

Пароход, курсировавший с 1815 г. между Петербургом и Кронштадтом (в некоторых источниках он назван "Елизаветой"), был первым пароходом, построенным в России (на заводе Берда в Петербурге, ныне Адмиралтейский завод). Вместе с тем он был одним из первых в мире пароходов, совершавших рейсы по морю. Он представлял собой деревянную баржу длиной 18 метров, на которой была установлена паровая машина мощностью 16 лошадиных сил, приводившая в движение бортовые гребные колеса диаметром 2,4 метра. По некоторым сведениям, у "Елизаветы" была первоначально кирпичная дымовая труба, которая вскоре была заменена железной. Пароход развивал скорость около 9 километров в час и преодолевал расстояние от Петербурга до Кронштадта при тихой погоде примерно за 3 часа.


Сергей Прокудин-Горский / LOC
Tags: статьи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Егоров и Кантария

    Младшие сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария выносят очередное красное знамя на крышу Рейхстага, 1 мая 1945 года. Анатолий Морозов

  • Президент мертв

    Ньюйоркцы читают свежие выпуски газет, 23 ноября 1963 года. Carl Mydans / Life

  • В полосе прибоя

    Убитые в ходе сражения за деревню Буна японские солдаты (неподалеку от Порт-Морсби). На заднем плане виден разбитый десантный катер. Папуа - Новая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments